Планета педагогика - сайт доцента кафедры педагогики МГОУ Петровой  Марины Станиславовны Вторник
27.06.2017
03:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [4]

...

Все для блогера
Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)!

МСУ
Я на сайте Международное содружество учителей

Я на Прошоу
Форум Proshouproducer

Я на яндекс фото


Мир иллюзий
<text size=

FlashMagik
 fleshmagik - Флеш анимации Музыкальные открытки

Любаша К

Творческая мастерс

Музоткрытка
 LadyMagic4 - Флеш анимации

Мир анимаций
DALE - анимация, анимированные картинки, открытки

Переводчик

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание толерантности (Статья из интернета)

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

у школьников в  деятельности классного руководителя.

 

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается неко­гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело­века с самого детства такого качества, как терпимость.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.

Для изучения уровня толерантности, присущей было проведено анкетирование среди учеников 6Б, 7А, 7Б, 8А, 11А классов.

 

Из анализа анкет очевидно, что пик нетерпимости среди учащихся приходится на подростковый возраст. Это, безусловно, связано с психологическими особенностями возраста и влечёт за собой вполне очевидные проблемы, с которыми мы и сталкиваемся в нашей повседневной школьной деятельности.

 

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).  Мы предлагаем вам приемы и упражнения, которые пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

 

1. Прием «Обнаружение противоречий»

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак –монада, в ко тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

 

 Упражнение «Таблица антиподов»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость .

 

2. Прием «Коррекция позиций»

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

 Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

 

3. Приём «Акцент на лучшее»

Вновь обращение к образу монады. Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение  Камушек в ботинке

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение   Жемчужина в раковине

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

 

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Упражнение «Превращение монады

Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рису­нок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.

 

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, моти­вов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и ок­ружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение   Идеальный образ себя

Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хо­рошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

 

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индиви­дуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией груп­повой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по от­ношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безус­ловное их принятие и поддержку.

 

          Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

           Особое внимание классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения. Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения.

                 Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..

             Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

                Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

              Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся.

                 Учащиеся старших классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

                Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

                 Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).

Можно дифференцировать содержание работы по классам.                Так, в 1-ом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев.                                                                                                 Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес».                                                  В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».

В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслыВ активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

5 класс – воспитательная  работа по формированию толерантности к своей личности

6 класс - понимание себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье

7 класс - освоение культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других

8 класс -  понимание мультикультурности пространства России и формирование толерантности к представителям народов России

9класс - постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Соответственно тематику классных часов можно представить следующим образом.

5 класс

1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

Игровая программа: « Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть - наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

6 класс.

1. Я как член семьи. Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.

2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей - первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс

1. Малая Родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из…»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким»; «Терпимое отношение к людям»; «Атмосфера доверия и доброжелательности»; «Основы бесконфликтного общения». Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».

8 класс

1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Великая святорусская земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «Моя твоя не понимает, или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».

2. Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию - всюду рана»; «Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»; Тренинг «Эмпатия - основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9 класс

1. Культура мира. Классные часы: «Человек - созидающий или разрушающий»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дала»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина по правам человека «Имею право». Безусловно основу целенаправленной работы по воспитанию толерантности должна составлять организация совместной деятельности и общения детей, где проявляется и формируется толерантность ребенка. Этой проблеме будет посвящена статья в следующем номере журнала «Ярославский педагогический вестник».

Педагогиче­ских приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Ка­ждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использу­ет те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Одним из самых действенных методов воздействия на личность всегда оставался юмор. В заключении моего выступления хотелось бы предложить вам в качестве примера следующую прививку  от нетерпимости:

 

http://tolerance.ru/important/important.htm

Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни:

57 азиатов;

21 европеец;


14 американцев (северных и южных);

8 африканцев;

52 будут женщинами;


48 мужчинами;


70 не белыми;


30 белыми;

89 гетеросексуальными;

11 гомосексуальными;


6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все шесть будут из США;

у 80 не будет достаточных жилищных условий;

70 будут неграмотными;

50 будут недоедать;

1 умрет;

2 родятся;

у 1 будет компьютер;

1 (только один) будет иметь высшее образование.

Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом.
Если сегодня с утра ты проснулся здоровым, ты счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если ты никогда не переживал войну,


одиночество тюремного заключения, агонию пыток


или голод

ты счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире.

Если ты можешь пойти в церковь (синагогу) без страха и угрозы заключения или смерти, ты счастливее, чем 3 миллиарда человек в этом мире.

Если в твоем холодильнике есть еда,

ты одет,


у тебя есть крыша над головой и постель,

ты богаче, чем 75% людей в этом мире.

Если у тебя есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке,

ты принадлежишь к 8% обеспеченных людей в этом мире.

ты читаешь этот текст, ты благословлен вдвойне, потому что:
1) кто-то подумал о тебе;

2) ты не принадлежишь к тем 2 миллиардам людей, которые не умеют читать

и... у тебя есть компьютер!

Кто-то когда-то сказал:
работай, как будто тебе не надо денег,

люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль,

танцуй, как будто никто не смотрит,

пой, как будто никто не слышит,

живи, как будто на земле рай."

 

При подготовке данной работы были использованы материалы сайтов:

http://pedsovet.intergu.ru

http://tolerance.ru

http://student.km.ru

http://21205s14.edusite.ru

 

С.Д.Щеколдина «Тренинг толерантности

Источник: http://интернет
Категория: Мои статьи | Добавил: Мари (12.04.2013) | Автор: Марина Станиславовна E W
Просмотров: 702 | Теги: толерантность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Азбука веры

КАЛЕНДАРЬ НА ГОД

Я в интернете
  • мой блог Планета Материнство
  • мой блог Планета психопедагогика
  • мой канал на You tube
  • моя страница на фэйсбук
  • мой сайт на Proshkolu.ru
  • мой дневник на Ли.ру
  • мой блог на mail.ru
  • мой блог на яндекс.ру
  • мой сайт на rusedu.net
  • мой сайт на nsportal.ru
  • В контакте
  • Одноклассники
  • мои плэйкасты
  • Я на magik-system
  • Мои фотоальбомы

  • Википедия

    Лекции-педагогика

    Презентации
    Презентации по педагогике

    Моя кнопка

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты

  • ...
    Современный учительский портал

    ...
    Обсудим? Педагогическая сказка

    Разные разности
    <text size=

    Кира скрап
    Кира-скрап - клипарт и рамки, баннер 88х31

    DIVA
     DiVA - Анимация

    Kubines
     Kubines - Оформление системы

    Супер ГИФ
    SuprGif - Самая лучшая анимация

    Ольга Бор- Фотошоп
     магазин изобразительной компьютерной графики

    Gif-Flash
    GIF & FLASH - анимация, флеш-открытки для Вас

    ПНГ от Саюри

    ...
    Ailona – открытки на все случаи жизни

    DiZona
     DiZona – все для Photoshop

    Флэш-магик
     Flash Magic - Флеш анимации

    Spa-files
    Здоровье и энергия Вашего РС

    Photoshop
     Стиль Photoshop

    Мир клипарта

    Картинки
    Картинки для комментариев

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ++**
    Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz