Планета педагогика - сайт доцента кафедры педагогики МГОУ Петровой  Марины Станиславовны Воскресенье
25.06.2017
04:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [4]

...

Все для блогера
Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)!

МСУ
Я на сайте Международное содружество учителей

Я на Прошоу
Форум Proshouproducer

Я на яндекс фото


Мир иллюзий
<text size=

FlashMagik
 fleshmagik - Флеш анимации Музыкальные открытки

Любаша К

Творческая мастерс

Музоткрытка
 LadyMagic4 - Флеш анимации

Мир анимаций
DALE - анимация, анимированные картинки, открытки

Переводчик

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Обеспечение учебных дисциплин по педагогике средствами ИКТ

Петрова М.С. – к.п.н., доцент кафедры педагогики МГОУ

 

Обеспечение учебных дисциплин средствами информационно-коммуникативных технологий.

 

     На современном этапе развития общества происходят существенные перемены во всех сферах человеческой жизни. Новые модели деятельности в связи с изменившимися социально-экономическими условиями требуют от специалистов соответствующего уровня подготовки, отвечающего запросам информационного общества.

   Осознание фундаментальной роли информации, нарастающие темпы роста информационных технологий приводят к необходимости формирования особой информационной культуры человека. Для использования новых компьютерных технологий требуется новое мышление, которое должно воспитываться у молодого поколения. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе вуза является актуальной проблемой современного образования. Необходимо повысить компетентостный потенциал преподавателя вуза в области ИКТ. Между тем на сегодняшний день преподавание дисциплин в вузах в большей степени ведется в традиционной форме, использование ИКТ является большой редкостью.

  Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям  конкретной дисциплины. Перед обществом встает вопрос о необходимости подготовки таких профессиональных кадров, которые способны подготовить людей к жизни в информационном обществе. Следовательно, целью профессионального образования должна являться подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

 Мы считаем, что такого специалиста  с  информационной составляющей можно подготовить при условии высокого уровня преподавания педагогических дисциплин с использованием ИКТ. Информатизация педагогических курсов является одной из актуальных проблем педагогики.

  В связи с колоссальным развитием ИКТ, в вузах должны создаваться разнообразные информационные ресурсы, которые существенно повысили бы качество учебной и научной деятельности. Необходимо в обучении студентов использовать информационные сайты, электронные учебники и электронные пособия, электронные учебные комплексы, тренажеры и т.д.

Они позволяют перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.

                                                -2-

Обеспечение педагогических дисциплин  средствами ИКТ  значительно расширяет возможности предъявления учебной информации; позволяет усилить мотивацию учения и активизировать учебный процесс; расширяет разнообразие применяемых учебных задач; обеспечивает гибкость управления учебным процессом и своевременность контроля усвоения знаний; способствует формированию навыков студентов к рефлексивным действиям; осуществляет возможность сочетания логического и образного способов освоения информации.   В современных условиях, когда молодые люди с раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации, то, что ученые называют «экранной культурой».   Сегодня для студента традиционные источники получения информации, такие,  как учебник или речь педагога утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению познавательной активности студента. Выпускник современного вуза, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является  овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы  с информацией.

   Несомненно, что используя только традиционные методы  и технологии обучения в вузе,  решить эту задачу невозможно. Необходимо организовывать процесс обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Использование информационных компьютерных технологий, в том числе презентаций Microsoft PowerPoint, возможно в преподавании как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

        В преподавании педагогических дисциплин и ,в частности, истории педагогики использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы исторических эпох и исторических личностей в педагогике, формировать более целостные представления о педагогическом  прошлом человечества. Благодаря использованию мультимедийных технологий  происходит активизация познавательной деятельности студентов, возникает яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу,

                                                  -3-

происходит усиление мотивации учебной деятельности, повышение результативности труда педагога.

     Кроме этого, мы используем мультимедийные презентации в проектной деятельности студентов, которые получают задание оформить конечный результат проектной деятельности в виде электронной презентации и защитить его на занятии. Так, например, на филологическом факультете МГОУ студентами подготовлен  и защищен ряд проектов, представленных в виде мультимедийных презентаций по истории педагогики, практической педагогике, спецкурсу по пренатальной психопедагогике. Было создано около 60 презентаций, создается база студенческих работ по темам учебных курсов для организации учебного процесса. В числе наиболее интересных можно назвать презентации по курсу Практической педагогики Сидорова П. (23гр. Филфака) проект классного часа «Хорошие манеры», Маковецкой М. (22гр филфака) «Программно-целевой  подход в деятельности ДОУ», Кеменевой Д. (22гр. филфака) «Педагогические идеи Я.А.Коменского», Разумовской М. (55гр филфака) «Цветотерапия» и др.

   Мультимедийные презентации  давно стали обычной формой представления материала  на научных конференциях, но в практике работы вуза  применяются довольно редко.

   Конечно, это связано с целым рядом объективных причин: необходимо  дорогостоящее оборудование – мультимедийный проектор, хороший компьютер, умение общаться с техникой и др. Естественно, что презентации нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.

   Однако накопление опыта использования  мультимедийных презентаций в обучении студентов является важной составляющей образовательного процесса. Это совершенно новое направление в вузовской педагогике.

  Необходимо, чтобы будущий учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием  мультимедийных презентаций (МП), так как это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика.

  Использование МП  обеспечивает наглядность материала, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, диаграмм,

                                                 -4-

схем. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество – проигрывание аудиофайлов.

   Все это обеспечивает «аффективность» восприятия информации – излагаемый материал  подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (80%) и органами слуха (15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении).

           Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно  на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны студента. В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, то есть могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало.

      С помощью презентации можно удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к лекции, практическому занятию, без усилий создать анимированный слайд, осуществить контроль знаний, обобщить основные этапы лекции. Применение презентаций позволяет отказаться почти от всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда в «движении», видео).

      С помощью презентации можно быстро применить разнообразные формы обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные, оказывающие огромное воздействие на эмоциональное восприятие студентов, способствующие более глубокому усвоению материала. Так, при изучении некоторых тем курса истории педагогики и спецкурса  мы сопровождаем лекции показом презентаций. На слайды выносим основные понятия и определения учебного материала, схемы, таблицы, видеозаписи сюжетов. Студенты во время такой лекции создают в тетради конспект новой темы, для закрепления знаний выполняют практические задания, используя определенный алгоритм, помещенный на слайде. Таким образом, презентации являются мини-конспектами лекций.

                                              -5-

   Далее несомненным преимуществом МП является  быстрота и удобство воспроизведения материала. Кроме того МП дают возможность показать структуру занятия: в начале лекции можно раздать распечатки плана лекции, а затем с помощью заголовков на каждом слайде следить за ходом изложения материала. Возможно вынесение на слайды ключевых слов и новых терминов, педагогических категорий. Это облегчит их восприятие и запись лекции студентами.

  С другой стороны, существуют и проблемные точки МП. Прежде всего, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и

звуковой ряд отдельно; слишком быстрый темп чтения лекции и смены слайдов, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков и схем ( в результате студенты видят итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать).               Иногда бывает, что все эти недостатки сочетаются в одной презентации: каждые 10-30 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации, что снижает научность преподавания.

     Дело в том, что МП здесь не причем, все зависит от лектора. Практика работы с МП показывает, что необходимо при их создании:

      во-первых,  использовать рубленые шрифты (например, различные варианты  Arial или

Tahoma), размер шрифта должен быть довольно крупный 35-60 пунктов для заголовков и 25-30 пунктов для основного текста. Иногда хорошо смотрится жирный шрифт;

    во-вторых, важно подобрать правильное сочетание для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон – светлый, шрифт – темный, или наоборот. Слайдов не должно быть слишком много, иначе они будут быстро меняться и времени для записи у студентов не останется. Оптимально смена слайдов каждые 2 – 1,5 минуты и не более 60 слайдов на 90 минут;

    в-третьих, слайды не следует перегружать текстом и картинками, не вставлять большие таблицы. Целесообразно использовать  различное оформление слайдов (шрифты, цвета, подписи)  для запоминания и для

                                          -6-

 просмотра, так как студентам трудно понять, что надо делать в данный момент: слушать лектора или перерисовывать слайд;

    в-четвертых, слайды должны быть синхронизированы с текстом лекции. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. Она не должна становится главной частью лекции либо дублировать материал. Идеальным вариантом является такое  сочетание   текста лекции и презентации, когда студент, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот,

 увидеть на слайдах то, что он прослушал. Для этого лучше самому управлять сменой слайдов;

  в-пятых, усилить эффект от использования презентации можно раздавая распечатки сложных рисунков, таблиц. Не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет отвлекать и рассеивать внимание – трудно одновременно слушать лектора и музыку. То же относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше эффектов, тем лучше. Быстро появляющиеся и исчезающие надписи обычно вызывают раздражение. Анимация допустима для создания определенного настроения или атмосферы презентации

   Опрос студентов филологического факультета показал, что   использование мультимедийных презентаций  способствует повышению познавательной активности студентов,  положительному эмоциональному  настрою, концентрации внимания, повышению качества усвоения материала.

  Обобщение опыта работы с  использованием мультимедийных презентаций позволяет выделить два направления работы

·        деятельность преподавателя по созданию и использованию  МП  в учебном процессе

·        деятельность студентов по созданию и защите МП  (проектов) в учебном процессе

 

Остановимся на первом направлении. Основной формой обучения в вузе является лекция.

 

                               

      -7-

Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность.

   Обычно выделяют три типа лекций: вводная, информационная лекция и обзорная лекция. Могут быть использованы и такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками.

   Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью мультимедиа курсов. Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды мультиамедиа курсов:

         * Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на  видеопленку

          * Мультимедиа лекция. Это учебные пособия, в которых теоретический материал  структурирован так, что каждый студент может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала

          * Лекция – презентация

    Вторым направлением работы с мультимедиа презентациями является привлечение студентов к их созданию по итогам , либо в процессе изучения педагогических курсов.

Как показывает практика работы, студенты филологического факультета успешно справляются с созданием презентаций, которые они  успешно защищают на занятиях, зачетах, делают презентации к конспектам лекций. При этом содержание презентации оценивается по следующим критериям:

1.     Содержание презентации ( раскрытие темы, подача материала ( обоснованность разделения на слайды), наличие и обоснованность графического оформления: фотографий, схем, рисунков, грамотность изложения, наличие интересной дополнительной информации по теме проекта, ссылки на источники информации

 

                                                         -8-

2.      Обоснованное использование эффектов мультимедиа (анимации, видео, звука)

3.      Доклад на заданную тему с использованием своей презентации

 

      Естественно, что применение  МП требует от преподавателя не только знаний компьютерной техники, но и высокого общекультурного уровня, значительного творческого потенциала, педагогического мастерства и энтузиазма. Поэтому сейчас говорят о медиакомпетенции студентов и педагогов.

      Однако анализ практики показывает, что, несмотря на теоретическое признание большинством педагогов необходимости медиасамообразования, важности внедрения современных средств массовой информации и коммуникации в учебный процесс, достаточно высок процент тех, кто использует  МП в своей работе очень редко или не использует вообще.  К такому положению приводит целый комплекс причин, и отсутствие мотивации педагогов к использованию МП играет здесь не последнюю роль. Следовательно, формирование у преподавателя интереса к МП, адекватного представления о новой роли, которую он будет реализовывать в постоянно меняющихся информационных условиях,  является важным моментом переподготовки кадров для современного вуза.

  Наряду с мотивационным компонентом в структуре готовности педагога к использованию МП в учебном процессе можно отнести также и целевой компонент (четкое представление о целях использования МП в процессе преподавания конкретной дисциплины); информационный (знание современных медиа и способов их использования); деятельностный (умение работать с различными электронными средствами и создавать собственные медиапродукты учебного назначения).

  Обучение по новым принципам означает: самостоятельность, сотрудничество, интерактивность (взаимодействие), креативность. Реализация такой смены парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей работать с различными медиа-устройствами.

 

      Обобщение опыта работы в течение ряда лет на факультете русской     филологии  МГОУ позволяет утверждать эффективность использования ИКТ в процессе проведения лекционных, практических занятий, спецкурсов, а

                                            -9-

также в процессе  летней и педагогических практик. Нами разработана система обучения студентов подготовки и защиты презентаций. Так, начиная с первого курса, студенты активно вовлекаются в эту работу. Практически все материалы, подготовленные студентами, сдаются в электронном виде как презентации. Это и рефераты по курсу педагогики, и проекты воспитательной работы по практической педагогике,  и презентации по персоналиям по курсу истории педагогики, и отчеты по всем видам практик, и зачетные материалы по спецкурсу. Накоплен большой электронный ресурс, насчитывающий более 100 различных видов презентаций, который с успехом используется в процессе преподавания педагогических дисциплин.

   Целесообразная информатизация, интенсификация образовательного процесса, развитие индивидуально-творческого и исследовательского потенциала деятельности студентов являются залогом успешной модернизации педагогического образования в вузе

 

Литература

1.     Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.-М.,2002

2.     2.Трайнев В.А. Информационные коммуникативные педагогические технологии.- М., 2005

Категория: Мои статьи | Добавил: Мари (02.03.2013) | Автор: Петрова Марина Станиславовна E W
Просмотров: 429 | Теги: икт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Азбука веры

КАЛЕНДАРЬ НА ГОД

Я в интернете
  • мой блог Планета Материнство
  • мой блог Планета психопедагогика
  • мой канал на You tube
  • моя страница на фэйсбук
  • мой сайт на Proshkolu.ru
  • мой дневник на Ли.ру
  • мой блог на mail.ru
  • мой блог на яндекс.ру
  • мой сайт на rusedu.net
  • мой сайт на nsportal.ru
  • В контакте
  • Одноклассники
  • мои плэйкасты
  • Я на magik-system
  • Мои фотоальбомы

  • Википедия

    Лекции-педагогика

    Презентации
    Презентации по педагогике

    Моя кнопка

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты

  • ...
    Современный учительский портал

    ...
    Обсудим? Педагогическая сказка

    Разные разности
    <text size=

    Кира скрап
    Кира-скрап - клипарт и рамки, баннер 88х31

    DIVA
     DiVA - Анимация

    Kubines
     Kubines - Оформление системы

    Супер ГИФ
    SuprGif - Самая лучшая анимация

    Ольга Бор- Фотошоп
     магазин изобразительной компьютерной графики

    Gif-Flash
    GIF & FLASH - анимация, флеш-открытки для Вас

    ПНГ от Саюри

    ...
    Ailona – открытки на все случаи жизни

    DiZona
     DiZona – все для Photoshop

    Флэш-магик
     Flash Magic - Флеш анимации

    Spa-files
    Здоровье и энергия Вашего РС

    Photoshop
     Стиль Photoshop

    Мир клипарта

    Картинки
    Картинки для комментариев

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ++**
    Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz