Планета педагогика - сайт доцента кафедры педагогики МГОУ Петровой  Марины Станиславовны Среда
18.10.2017
12:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [4]

...

Все для блогера
Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)!

МСУ
Я на сайте Международное содружество учителей

Я на Прошоу
Форум Proshouproducer

Я на яндекс фото


Мир иллюзий
<text size=

FlashMagik
 fleshmagik - Флеш анимации Музыкальные открытки

Любаша К

Творческая мастерс

Музоткрытка
 LadyMagic4 - Флеш анимации

Мир анимаций
DALE - анимация, анимированные картинки, открытки

Переводчик

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование педагогических задач в системе подготовки будущих учителей

                         

 

      Петрова М.С. к.п.н., доцент кафедры педагогики МГОУ

 

 

     Педагогические задачи в системе подготовки бакалавров

 

   «Опыт и размышление, практика и теория, природные способности и специальное образование во взаимном соединении образуют учителя»  (А.Дистервег)

 

    Подготовка бакалавров филологического образования требует развития у выпускников умения решать образовательные и исследовательские задачи. В связи с этим в Госстандарт высшего профессионального образования по педагогике включена практическая педагогика, предусматривающая изучение  студентами различных технологий решения педагогических задач; введен и специальный практикум по решению профессиональных задач.

  Практическая значимость педагогических задач в профессиональной подготовке студентов общеизвестна. Практической подготовке учителей придавали большое значение такие педагоги как  К.Д.Ушинский, А.Дистервег, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко. Так, например, немецкий педагог-демократ А Дистервег придавал большое значение практической подготовке молодых учителей. Некоторые упражнения семинаристы выполняли под руководством наставника с потушенными лампами, чтобы по окончании семинарии использовать приобретенные умения и навыки в любых условиях. А.С. Макаренко рекомендовал в педагогических учебных заведениях проводить специальные упражнения: упражнения по общению с воспитанниками, по проведению индивидуальных бесед с ними, по решению различных педагогических ситуаций, возникающих в реальном процессе воспитания.

   В настоящей статье представлены разнообразные методические

подходы, алгоритмы решения задач,  упражнений и заданий по изучению реального учебно-воспитательного процесса. Их назначение состоит в том, чтобы познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Особенности педагогических задач, с которыми на практике сталкивается учитель, в том, что  каждая

 

                                           2

 

ситуация  неповторима, каждая личность уникальна. Поэтому каждая задача требует творческого подхода. Все задачи, которые решает учитель в педагогической деятельности,  направлены на проектирование личности учащегося. Тем не менее, по содержанию и способам решения они не равнозначны. Существует такое подразделение задач:

А) Задачи, определяемые дальними и средними перспективами развития коллектива и личности - стратегические. Например, решение учителем задачи по преодолению негативного  отношения  к учению. Сразу решить ее невозможно, нужны длительные настойчивые усилия.

Б) Задачи, определяемые более близкими перспективами – тактические. Например, как включить всех учеников в подготовку праздничного мероприятия.

В) Задачи, определяемые только что  сложившейся ситуацией  – оперативные задачи. Они возникают неожиданно для учителя и требуют быстрого решения.

   Общеизвестно, что педагогическая деятельность по своей сути есть постоянное решение педагогических задач. Последние возникают всегда, когда необходимо подготовить переход ребенка от состояния «незнания» к  состоянию «знания»,  от «непонимания» к « пониманию»,  от «неумения» к «умению, от беспомощности к самостоятельности, отмечает Н.В. Бордовская.         Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому. Решение задачи может быть профессиональным и непрофессиональным. В последнем случае воспитатель не осознает  педагогическую задачу или проблему, он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, поучая и воспитывая. Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной  задачи применительно к данным условиям, планирует порядок своих действий и поступков, в завершении всего он анализирует происходящие  с человеком изменения.                Педагогическая задача является результатом осознания педагогом цели обучения или воспитания  и условий и способов ее реализации на практике. Результатом решения педагогической задачи должно быть появление у

 

                                               3

ребенка новообразования в форме знания, умения или качества личности.     Поскольку жизнь- это бесконечные процессы решения больших и малых проблем, то воспитание можно представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни.

      Из всего многообразия воспитательных задач вычленяются задачи на ценностную ориентацию. Их особенность  состоит в том, что они в отличие от познавательных задач заключают в себе ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованиями задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которых воспитанник опирается при их решении. Другой особенностью решения этих задач является то, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения требует опоры не только на усвоенные знания и понятия, но и на сформированную  готовность противостоять при этом  сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям,  воздействию хотя и привычного, но житейского опыта.

   Цель воспитательных задач – продолжение нравственного воспитания учащихся на общечеловеческих ценностях, приобщение детей  к православной христианской морали.

Существуют различные классификации педагогических задач: (См.: кн. Н.В. Бордовская. Педагогика.- М., 2000)

1.Задачи педагогической диагностики  (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения)

2.Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности  учеников

3.Задачи  по выбору приемов и методов воздействия на учеников

4.Задачи по организации деятельности учащихся

5.Задачи по формированию общественного мнения коллектива

6.Задачи по переориентации ученика

 

                                              4

7.Задачи по изменению отношения к учению

8.Задачи по закреплению привычки, интереса

9.Задачи по росту самостоятельности

10.Задачи на развитие и проявление творчества

11.Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности

12.Задачи по самовоспитанию

Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Например, задачи обучения – это отработка навыка работы с компьютером. Задачи воспитания – пробуждение у человека веры в успех.

Следует отличать такие понятия как педагогическая задача, педагогическая проблема, педагогическая ситуация. Так, например, педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания ребенка. А педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут,  как способствовать, так и препятствовать решению задачи. Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой  учитель столкнулся.

 Очень важно учить студентов мысленно представлять себе ту или иную ситуацию, мысленно поставить себя в положение того или иного воспитанника или воспитателя. Необходимо научиться выявлять благоприятные условия, при которых наиболее результативно протекает воспитательный процесс и наступает предполагаемый воспитательный результат  (осуществляется прогноз)

  При решении педагогических задач следует обратить внимание на следующие методические рекомендации:

1. Каждая ситуация неповторима, каждая личность уникальна, поэтому невозможно однозначное решение проблемы

 

 

                                               5

2. Для педагога важно выйти из конфликтной ситуации с достоинством и суметь защитить социально ценные нормы поведения и ведущие ценности учебной деятельности. Для этого целесообразно использовать следующие правила  воздействия на личность учащихся

Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.

Правило 2. Задержка реакции (на 10 -15 сек). Делается вид, как будто не замечаются действия нарушителя в целях развенчания значимости личности нарушителя.

Правило 3.Перевод реакции (выполнение педагогом повседневных действий на занятии – работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) в целях развенчания значимости поступка нарушителя.

Правило 4. Рационализация ситуации  (применить юмор, сделать смешным поступок нарушителя, разрядить ситуацию).

Правило 5. Парадоксальная реакция  (постараться использовать действия ученика-нарушителя дисциплины  с пользой для урока; например, ученик принес котенка на урок иностранного языка, учитель дал парадоксальную реакцию: «Молодец, что принес котенка, мы сегодня будем отрабатывать диалог по описанию котенка, а я забыл картинку с его изображением.»).

3. Чаще практикуйте составление аналогичных заданий, используя факты из собственной практики в школе или из педагогической и художественной литературы.

4. При решении педагогических задач важно использовать адекватные методы и приемы воздействия на учащихся. Считаются недопустимыми следующие приемы: нетактичное выявление виновного, несправедливые наказания, грубые приказания, допросы и доносы, угрожающие предупреждения, развенчание, изоляция от части (от  всего) коллектива, безапелляционная характеристика поступка, придирчивые осуждения, систематические упреки, проявление возмущения в раздражительной форме.

5. При принятии  определенного решения педагогической задачи следует: не проявлять торопливости; сориентироваться в ситуации, дать время подумать ребятам; не внушать никому отрицательного;  не навязывать какой-то точки зрения  коллективу и отдельным учащимся;  уважать тайны школьников;

 

                                           6

 если есть сомнения, наказывать или не наказывать, то лучше не наказывать; если у школьника завышена самооценка, то надо как можно меньше употреблять прямых оценок; в беседах педагог должен проявлять уверенность в своей правоте и эту уверенность должны почувствовать учащиеся

6. Учитель должен понимать, что вероятность того, что ребенок сразу изменится, не велика. Результаты педагогической работы, как правило, отсроченные.

7. Подход к ребенку должен быть в любом случае с оптимистической гипотезой, так как это дает сильный толчок к изменению его в лучшую сторону.

8. Лучше всего конструировать вариант компромисса, чем идти на углубление конфликта и ожесточение отношений.

9.Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать, что именно в этот раз он поступил плохо.

10. Важно показывать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в тоже время не одобряете его действий

11. В ситуациях, которые представляют опасность для жизни и здоровья ребенка нужно действовать быстро и решительно.

12.Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать выбор, а не заставлять его поступать как нужно. Исходя из этого, учитель предлагает несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него  сделает оптимальный вариант, и тем самым поможет сделать правильный выбор

13. При решении педагогических задач важно иметь представление о видах педагогической запущенности учащихся – это может быть:

 

 

                                              7

-Интеллектуально-педагогическая запущенность

Её проявления:

*неразвитость познавательных психических функций

*несформированность потребности изучать окружающее

*неумение и нежелание задавать вопросы «почему?», «как это сделать?», «как поступить?»

*отсутствие любознательности и познавательных интересов

*нежелание учиться

*неразвитость речи и мышления

-Нравственно-гражданская  запущенность

Её проявления:

*несформированность понимания в том, что хорошо и что плохо, что можно

делать и говорить, а что нельзя

*отсутствие элементарных знаний о культурном поведении

*наличие девиантного (отклоняющегося) поведения

-Нравственно-трудовая запущенность

Её проявления:

*нежелание и неумение трудиться

*несформированность элементарных трудовых навыков

* активное желание уйти от трудовых напряжений и не отзываться на просьбы о помощи товарищей, родителей, взрослых

-Эмоционально-волевая запущенность

Её проявления:

 

 

                                                    8

*несформированность элементарных волевых усилий, адекватных эмоциональных реакций на события, происходящие в жизни и в школе

-Художественно-эстетическая запущенность

Её проявления

*несформированность здоровых эстетических потребностей, разумной эстетики внешнего вида, эстетики отношений и поступков

-Нравственно-экологическая запущенность

Её проявления:

*отсутствие бережного отношения к флоре и фауне родного края

*нежелание вести природоохранительную работу

-Санитарно-гигиеническая запущенность

Её проявления:

*несформированность навыков и привычек личной гигиены

*наличие отрицательных асоциальных влечений ( курение, алкоголизм, наркомания)

   Решить педагогическую задачу – значит  построить мысленно или письменно ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить эту деятельность. Далее учитель перестраивает педагогический процесс на основе непрерывно поступающей информации.

   В педагогической литературе существуют несколько алгоритмов решения педагогических задач.

Алгоритм 1

   Первый этап. Условно называется «стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним.

 

 

                                                   9

 Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?»

   Второй этап. Начинается с вопроса  «Почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагогического воздействия. Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения  (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный на чем-то вид и т.д.)

  Третий этап заключается в постановке педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?» - «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины). Педагогическое воздействие должно быть                                              направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать, что именно в этот раз он поступил плохо. Важно показывать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, но в тоже время не одобряете его действий. Такой  подход,  не унижая и  не принижая ребенка, способен вызвать у него положительное поведение.

   Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств  для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» - «Каким образом достичь желаемого результата?» Придумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать выбор, а не заставлять ребенка поступать как нужно. Исходя из этого, учитель предложит несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него сделает оптимальный вариант, и тем самым поможет сделать правильный выбор.

   Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, не применяя угрозы, насмешки.

 

                                         10

    Пятый этап. Это практическое действие педагога. Это завершение педагогической ситуации. Педагог знает, что результаты педагогических воздействий отдалены во времени, поэтому он действует как бы « на вырост», опираясь на лучшее в ребенке.

   Шестой этап. Заключительный  в алгоритме решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с результатами и сформулировать новые перспективы.

 Итак,  краткий алгоритм:

1.Стоп, что я сейчас чувствую? Что я хочу сделать? Что я делаю?

2.Почему?

3.Что я хочу получить в результате?

4.Как? Каким образом достичь желаемого результата?

5.Практичекое действие педагога

6.Анализ эффективности воздействия

В процессе решения педагогических задач в курсе практической педагогики происходит овладение следующими компетенциями:

-способность к социальному взаимодействию, разрешению конфликтов

-способность к организации и развитию внутри коллективных и меж коллективных отношений

-способность использовать базовые психолого-педагогические знания для решения профессиональных задач.

Категория: Мои статьи | Добавил: Мари (02.03.2013) | Автор: Марина Станиславовна Петрова E W
Просмотров: 905 | Теги: педагогические задачи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Азбука веры

КАЛЕНДАРЬ НА ГОД

Я в интернете
  • мой блог Планета Материнство
  • мой блог Планета психопедагогика
  • мой канал на You tube
  • моя страница на фэйсбук
  • мой сайт на Proshkolu.ru
  • мой дневник на Ли.ру
  • мой блог на mail.ru
  • мой блог на яндекс.ру
  • мой сайт на rusedu.net
  • мой сайт на nsportal.ru
  • В контакте
  • Одноклассники
  • мои плэйкасты
  • Я на magik-system
  • Мои фотоальбомы

  • Википедия

    Лекции-педагогика

    Презентации
    Презентации по педагогике

    Моя кнопка

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты

  • ...
    Современный учительский портал

    ...
    Обсудим? Педагогическая сказка

    Разные разности
    <text size=

    Кира скрап
    Кира-скрап - клипарт и рамки, баннер 88х31

    DIVA
     DiVA - Анимация

    Kubines
     Kubines - Оформление системы

    Супер ГИФ
    SuprGif - Самая лучшая анимация

    Ольга Бор- Фотошоп
     магазин изобразительной компьютерной графики

    Gif-Flash
    GIF & FLASH - анимация, флеш-открытки для Вас

    ПНГ от Саюри

    ...
    Ailona – открытки на все случаи жизни

    DiZona
     DiZona – все для Photoshop

    Флэш-магик
     Flash Magic - Флеш анимации

    Spa-files
    Здоровье и энергия Вашего РС

    Photoshop
     Стиль Photoshop

    Мир клипарта

    Картинки
    Картинки для комментариев

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ++**
    Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz