В предверии нового учебного года и ближайшего утверждения Закона об образовании, обратимся к рассуждениям Людмилы Швецовой заместителя председателя Государственной думы РФ.....
"В российском образовании Учителю всегда отводилась особая роль. Это не просто
педагог, человек, передающий знания и навыки. Но и, прежде всего, духовный
наставник, нравственный авторитет, воспитывающий душу и сердце.
Убеждена, что в законе должна быть ясно и определенно прописала центральная
роль и значение фигуры учителя, без которой наша школа просто не может
существовать. Как это сделать, мы это должны решить вместе в ходе работы над
законопроектами.
Еще одна важнейшая проблема. Хочет кто-то этого или нет, но необходимо поднять
на новую высоту воспитательную роль образования.
С некоторых пор образование пытаются активно оградить от воспитания. Нам
говорят – в условиях демократии заниматься воспитанием детей и молодежи –
исключительная прерогатива семьи. Обращу Ваше внимание к опыту наших зарубежных
коллег, в частности японских. Там в целом ряде официальных документов расписана
программа государственного, в первую очередь, гражданского, патриотического
воспитания в школе и в вузе.
Когда у нас в 90-е годы горячие головы изымали за ненадобностью из библиотек
такие книги как "Повесть о настоящем человеке", "Как закалялась
сталь" в Китае, к примеру, они издавались миллионными тиражами и активно
использовались в воспитании подрастающего поколения, По ним ставились фильмы,
спектакли.
Проблема воспитания, убеждена, должна занять не только равнозначное место в
образовательной политике и в законе, но и в чем-то главенствующую роль. Иначе
наши будущие поколения просто пополнят ряды конформистов.
И последнее, что мы должны иметь в виду, когда обсуждаем вопросы
сбалансирования ситуации с интеграцией в мировое образовательное сообщество. Не
спорю – наша система образования должна быть открыта для всего нового и передового.
Но мы не должны забывать собственный уникальный опыт. Иначе мы окажемся в
незавидном положении вечно догоняющих.
Надо твердо помнить, что, во-первых, в России в системе образования сложились
определенные традиции и, во-вторых, стране есть чем гордиться в этой области.
Образование в России неразрывно связано с нашей культурой, религией, принципами
коллективизма и соборности. Давайте перечитаем наших классиков, замечательных
педагогов Сухомлинского, Ушинского, Макаренко. Все они едины в одном – образование
у нас в стране может развиваться только при сочетании трех компонентов:
просвещения души, обучения ума и воспитания сердца.
Я хочу вам напомнить, что 28 сентября день рождения великого педагога и ученого
Василия Сухомлинского, с которым мне посчастливилось быть лично знакомой и
иметь возможность обсуждать проблемы образования. Это была великая и
незабываемая школа. Василий Сухомлинский говорил: "Чтобы стать настоящим
воспитателем детей, надо отдать им свое сердце".
И, дорогие коллеги, мы должны сделать все, чтобы наш закон стал таким, чтобы он
позволил большинству наших учителей раскрыть свое сердце, полностью реализовать
свой творческий потенциал. Чтобы наши дети получили бы не только уроки знаний,
но и гражданственности, доброты и счастья. И если мы добьемся этой цели, то с
чистой совестью сможем сказать – мы честно и достойно выполнили свою работу.
И. М. Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета, Президент
Национального союза негосударственных вузов, Президент Союза негосударственных
вузов Москвы и Московского области, доктор философских наук, профессор
На заседании прозвучало: «Хочет кто-то этого или нет, но необходимо поднять на
новую высоту воспитательную роль образования». И еще подчеркнуто, что проблема
воспитания «должна занять не только равнозначное место в образовательной
политике и в законе, но в чем-то и главенствующую роль». Поддерживаю
заместителя председателя Госдумы: вот именно — главенствующую! Говорю так,
поскольку многие годы вел непримиримую борьбу за то, чтобы в вузы, в российское
образование вернуть воспитательную функцию, восстановить систему воспитательной
работы со студентами…
После долгих дискуссий и доработок он остается документом, который правильно
было бы назвать «Закон об обучении». Хотя в нем понятие образования определено
как целенаправленный процесс воспитания и обучения, до воспитания так дело и не
дошло: лишь несколько упоминаний слова «воспитание» без всякой правовой
нагрузки – вот и все, что есть в законопроекте о том, что, по справедливому
утверждению Л. И. Швецовой, должно играть главенствующую роль в образовательной
политике и в законе.
Если все же принимается закон об образовании, в нем нужна глава о воспитании,
закрепляющая языком права педагогическую аксиому: обучением, даже самым
передовым и инновационным, не сформируешь человека честного, порядочного,
совестливого, справедливого.
Ссылка на полное выступление Л.Швецовой
http://www.shvecova-blog.ru/clauses/233-zakonobobrazovanii.html
|