Практикум по решению педагогических задач
Москва-2013
Автор –
составитель:
Петрова
Марина Станиславовна - к.п.н.,
доцент МГОУ,
Действительный
член Международной Педагогической Академии
Рецензент:
к.пс.н., доцент кафедры психологии МГОУ Алексеева Т.В.
Практикум
по решению педагогических задач: Учебно- методическое пособие для студентов
педагогических вузов / Петрова М.С.;
Под ред. д.п.н., проф. Крившенко Л.П. – М.: МГОУ,
2011.- с.
В
учебном пособии представлены педагогические задачи и ситуации по практической
педагогике, даны методические рекомендации, алгоритмы и примеры их решения.
Содержание задач включает проблемы, решение которых поможет будущим учителям
овладеть профессиональными умениями. Представляет интерес приложение пособия, в
котором студент может найти варианты зачетных заданий по практической
педагогике, образцы зачетной презентации и методики ее выполнения, примеры
составления портфолио студента.
Материалы пособия предназначены для
использования в лекциях, на практических и семинарских занятиях, на зачетах,
курсовых работах и экзаменах по педагогике.
.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………………
1. Методические
рекомендации, алгоритмы и примеры
решения педагогических задач………………………………………….
2. Тексты
педагогических задач……………………………………..
Приложение………………………………………………………………….
- варианты зачетных заданий по курсу
практической педагогики
-рекомендации по подготовке зачетной презентации в программе PowerPoint……………………………………………………………………….
Список
литературы………………………………………………………
1
«Опыт и
размышление, практика и теория, природные способности и специальное образование
во взаимном соединении образуют учителя»
(А.Дистервег)
Введение
Подготовка бакалавров филологического
образования требует развития у выпускников умения решать образовательные и
исследовательские задачи. В связи с этим в Госстандарт высшего
профессионального образования по педагогике включена практическая педагогика,
предусматривающая изучение студентами
различных технологий решения педагогических задач; введен и специальный
практикум по решению профессиональных задач.
Практическая значимость педагогических задач
в профессиональной подготовке студентов общеизвестна. Практической подготовке
учителей придавали большое значение такие педагоги как К.Д.Ушинский, А.Дистервег, Н.К.Крупская,
С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко. Так, например, немецкий педагог-демократ А
Дистервег придавал большое значение практической подготовке молодых учителей.
Некоторые упражнения семинаристы выполняли под руководством наставника с
потушенными лампами, чтобы по окончании семинарии использовать приобретенные
умения и навыки в любых условиях. А.С. Макаренко рекомендовал в педагогических
учебных заведениях проводить специальные упражнения: упражнения по общению с
воспитанниками, по проведению индивидуальных бесед с ними, по решению различных
педагогических ситуаций, возникающих в реальном процессе воспитания.
В настоящем пособии представлены
разнообразные методические
Подходы,
алгоритмы решения задач, а также тексты задач, упражнений и заданий по изучению
реального учебно-воспитательного процесса. Их назначение состоит в том, чтобы
познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером
деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Особенности
педагогических задач, с которыми на практике сталкивается учитель, в том,
что каждая
2
ситуация неповторима, каждая личность уникальна.
Поэтому каждая задача требует творческого подхода. Все задачи, которые решает
учитель в педагогической деятельности,
направлены на проектирование личности учащегося. Тем не менее, по
содержанию и способам решения они не равнозначны. Существует такое подразделение
задач:
А) Задачи, определяемые дальними и средними
перспективами развития коллектива и личности - стратегические.
Например, решение учителем задачи по преодолению негативного отношения
к учению. Сразу решить ее невозможно, нужны длительные настойчивые
усилия.
Б) Задачи, определяемые более близкими
перспективами – тактические. Например, как включить всех учеников в подготовку
праздничного мероприятия.
В) Задачи, определяемые только что сложившейся ситуацией – оперативные задачи. Они возникают неожиданно
для учителя и требуют быстрого решения.
Общеизвестно, что
педагогическая деятельность по своей сути есть постоянное решение
педагогических задач. Последние возникают всегда, когда необходимо подготовить
переход ребенка от состояния «незнания» к
состоянию «знания», от
«непонимания» к « пониманию», от
«неумения» к «умению, от беспомощности к самостоятельности, отмечает Н.В.
Бордовская. Поскольку каждый
человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и
неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного
состояния к другому. Решение задачи может быть профессиональным и
непрофессиональным. В последнем случае воспитатель не осознает педагогическую задачу или проблему, он
действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом,
поучая и воспитывая. Профессиональное решение педагогической задачи
характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на
определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из
«арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения
данной задачи применительно к данным
условиям, планирует порядок своих действий и поступков, в завершении всего он
анализирует происходящие с человеком изменения. Педагогическая задача является результатом
осознания педагогом цели обучения или воспитания и условий и способов ее реализации на
практике. Результатом решения педагогической задачи должно быть появление у
3
ребенка новообразования в форме знания, умения или качества
личности. Поскольку жизнь- это
бесконечные процессы решения больших и малых проблем, то воспитание можно
представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с
которыми им придется столкнуться в жизни.
Из всего
многообразия воспитательных задач вычленяются задачи на ценностную ориентацию.
Их особенность состоит в том, что они в
отличие от познавательных задач заключают в себе ценностные проблемные
ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только
разрывом между требованиями задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и
различием ценностей, на которых воспитанник опирается при их решении. Другой
особенностью решения этих задач является то, что в их условии могут быть заданы
ситуации, в которых выбор правильного способа поведения требует опоры не только
на усвоенные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию
различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям, воздействию хотя и привычного, но житейского
опыта.
Цель воспитательных задач – продолжение
нравственного воспитания учащихся на общечеловеческих ценностях, приобщение
детей к православной христианской
морали.
Существуют
различные классификации педагогических задач: (См.: кн. Н.В.
Бордовская. Педагогика.- М., 2000)
1.Задачи
педагогической диагностики (изучение
типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения)
2.Задачи
по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников
3.Задачи по выбору приемов и методов воздействия на
учеников
4.Задачи
по организации деятельности учащихся
5.Задачи
по формированию общественного мнения коллектива
6.Задачи
по переориентации ученика
4
7.Задачи
по изменению отношения к учению
8.Задачи
по закреплению привычки, интереса
9.Задачи
по росту самостоятельности
10.Задачи
на развитие и проявление творчества
11.Задачи
на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных
качеств личности
12.Задачи
по самовоспитанию
Все
педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и
задачи по воспитанию человека. Например, задачи обучения –
это отработка навыка работы с компьютером. Задачи воспитания – пробуждение у
человека веры в успех.
Следует отличать такие понятия как педагогическая задача,
педагогическая проблема, педагогическая ситуация. Так, например, педагогическая
проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос
или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания ребенка. А
педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается
педагогическая задача. Эти условия могут,
как способствовать, так и препятствовать решению задачи. Педагогическая
ситуация – это факт, жизненная история, с которой учитель столкнулся.
Очень важно учить
студентов мысленно представлять себе ту или иную ситуацию, мысленно поставить
себя в положение того или иного воспитанника или воспитателя. Необходимо научиться
выявлять благоприятные условия, при которых наиболее результативно протекает
воспитательный процесс и наступает предполагаемый воспитательный результат (осуществляется прогноз).
При составлении
задач использованы материалы популярных брошюр, газет, педагогических журналов,
учебных пособий.
Полный текст работы можно получить у автора, пишите по адресу: marinapetrova1950@gmail.com
|