Планета педагогика - сайт доцента кафедры педагогики МГОУ Петровой  Марины Станиславовны Суббота
19.08.2017
04:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Филологические шедевры | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Форма входа

...

Все для блогера
Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)!

МСУ
Я на сайте Международное содружество учителей

Я на Прошоу
Форум Proshouproducer

Я на яндекс фото


Мир иллюзий
<text size=

FlashMagik
 fleshmagik - Флеш анимации Музыкальные открытки

Любаша К

Творческая мастерс

Музоткрытка
 LadyMagic4 - Флеш анимации

Мир анимаций
DALE - анимация, анимированные картинки, открытки

Переводчик

Поиск

 

 

 +++++*****










                       

 

 

 

 

 

 

 

Наши исследования- великолепные находки Тяжелковой Людмилы Николаевны


 

 
View more presentations or Upload your own.



Работа Ирины удостоена Диплома лауреата 2-й степени на Региональной конференции старшеклассников 2011г. 


ВАРИАНТ К ЗАЩИТЕ 

(Слайд 1) Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…
И всё-таки поэты находят слова, прислушиваясь к эоловой арфе своей души, находят, отвлекаясь от всего суетного и возносясь ввысь с хороводом звуков, находят этим звукам имена – и тогда Музыка идёт под руку с Поэзией.
Тема данной работы – «Словесное выражение образа музыки в стихотворениях поэтов Серебряного века».
(Слайд 2) Объект  и предмет исследования – на слайде
Цель: выяснить, какое словесное выражение находит образ музыки у разных поэтов? (Слайд 3) Хочется надеяться, что это расширит наш кругозор и нам удастся по-новому взглянуть на мир, полный красоты, гармонии и поэзии.
(Слайд4) Задачи и методы исследования – на слайде.
К поэзии именно Серебряного века  мы обратились потому, что он необычайно музыкален, буквально дышит музыкой.  Часто образы стихотворений связаны с конкретными концертами, исполнителями. По идейным взаимосвязям в разных видах искусства того времени видно, как бурлила в то время  художественная жизнь и какое значительное место в ней принадлежало музыке.
(Слайд 5) Приступая к исследованию, мы решили выделить несколько семантико-тематических  групп слов, объединенных общим понятием «музыка»: - (Обратите внимание на слайд)
По этим группам слов нами составлен словарь для культурологического и лексического комментария стихотворений. (они в Приложении)

(Слайд 6) Пожалуй, самыми «музыкальными» (и в прямом, и в переносном смысле) стихотворениями были стихи символистов.
К. Бальмонт, один из виднейших представителей первого символистского поколения, основой лирики считал «магию слова», под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек.
Помимо того что практически все стихотворения Бальмонта «музыкальны», среди них довольно много таких, в которых создан непосредственно образ музыки: (Слайд 7) ( только стихотворений с названием «Музыка» мы обнаружили пять (список проанализированных нами стихов - на слайде) 
Обратимся к стихотворению К. Бальмонта «Эльф», имеющее подзаголовок «Под впечатлением музыки Скрябина»: Его текст – на слайде.    (Слайд 8)
Удивительные образы создает К. Бальмонт, используя очень оригинальные метафоры.  Поражает образ, созданный в первой строфе: 
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуй и боль.
Музыкальные термины «диез» и «бемоль» олицетворяют собой мужское и женское начало. Чтобы понять суть образа, необходимо обратиться к нотной грамоте.  Диез  ноты, например, РЕ  и бемоль следующей за ней ноты МИ на рояле слиты в одной черной клавише, находящейся между  белыми клавишами, обозначающими эти ноты. Метафора «поцелуй» и изображает эту слитность, а «боль», видимо, потому, что слияние это неразрывно ни при каких обстоятельствах. 
«Эльф», как и большинство других  стихотворений Бальмонта, пронизан радужной свето-воздушной игрой. Достигается это употреблением слов с семантикой  света, причем света движущегося, колеблющегося: «играли лунным светом феи», «светлый Эльф… Ваял из звуков тонкие камеи», лики «светились золотом и сталью». Еще  одна грань звуковой организации стиха – широчайшее использование аллитераций и ассонансов.  Особенно любит Бальмонт инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются звуковые волны ж-ш-щч-с-з; велика роль сонорных согласных: л-р-м-н-j.  Это стает особенно заметно, если раскрасить звуки определенных групп разными цветами.  (обратите внимание на слайд : щипящие и свистящие мы раскрасили синим цветом, сонорные – красным) Эффектно использует поэт и ассонансы.  Стихотворение Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой «ворожбой».

Необычайно музыкально и стихотворение еще одного символиста - «Смычок и струны» И. Ф. Анненского.  (Обратите внимание на слайд)  (Слайд 9) 
 «Реплики» диалога в этом стихотворении фонетически и ритмически виртуозно имитируют прикосновение смычка к струнам. Особенно выразительны звуковые повторы в словосочетаниях «нас надо» и «ты та ли, та ли»:  словарное значение этих слов будто растворяется в самой звуковой имитации игры на скрипке.
Исключительное внимание к звуковому составу слов, к изысканным благозвучиям, ассонансам и аллитерациям – общее свойство символистской поэзии.

(Слайд 10)Посмотрим, как создается образ музыки в поэзии акмеистов. Для анализа мы взяли стихотворения Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Музыка в стихах Ахматовой - это музыка как таковая, её реальное звучание, окружающее лирическую героиню. Ахматова нередко считала важным отметить конкретные музыкальные импульсы, призвавшие её к стихам. В её записной книжке  года можно прочесть: "Вчера вечером слушала бразильскую бахиану. Я что-то сочиняла, но в темноте не могла записать и забыла. Кажется…"[6, с. 390].
Вот именно: «кажется»… Потому что ощущения в самом деле не забылись и все же вылились на бумагу в стихотворении «Слушая пение» ( Вишневская поет «Бразильскую бахиану»): (слайд 11)
Первое, что бросается в глаза при чтении этого стихотворения, - это то, что образы его воспринимаются не столько слухом, сколько зрением и  осязанием. Благодаря сравнению  и эпитетам ощущаешь дуновение ветра, влажность ночи. Видишь «алмазное сияние», «загадочное одеянье небывалых шелков» и серебряный блеск, на мгновенье озаряющий окружающие предметы. 
Зрима музыка и у Николая Гумилева, например, в стихотворении «Маэстро».  (Слайд 12)
                          В красном фраке с галунами, 
                          Надушенный встал маэстро. 
Словно волшебной, взмахнул он своей дирижерской палочкой – и
                         … рассыпал перед нами
                           Звуки легкие оркестра.
Именно «рассыпал». Метафора эта вместе с инверсированным эпитетом «легкие» создает удивительный образ. Музыка сразу понеслась по всей зале, с каждым звуком все убыстряясь и набирая силу. Лирический герой (и мы вместе с ним) не только услышали («Звуки мчались и кричали»), но и, благодаря сравнению «Как виденья, как гиганты», «увидели» ее – фантастическую, огромную, завораживающую и с первых аккордов берущую в плен. Звуки живые. Они «…метались в гулкой зале, / И роняли бриллианты». Происходит своеобразное «сцепление» метафор из разных строф: «рассыпал» - «роняли бриллианты».            
Удивительно цветовое решение образов стихотворения: красный фрак с галунами, бриллианты, сверкающие всеми своими гранями, золотые  рыбки в бассейне, роскошные вечерние платья дам.… Нарядно, празднично, красиво. Удивительна и звукопись стихотворения.
Обилие твердых и мягких звуков «л», их чередование создают легкость звучащей мелодии. В последнем четверостишии чудесные звуки музыки, до сих пор чаровавшие слушателей, отдают дань тем, кто  к чуду этому причастен:
Творящий чудо, управляющий им вознесен на пьедестал. Именно эту ассоциацию рождает слово «к подножью». Маэстро – волшебник, чародей. Маэстро! Усиливается это тем, что слово это, вынесенное в сильные позиции – в название и в «заключительный аккорд», - создает кольцевую композицию, тем самым не только обозначая тему стихотворения, но и давая эмоциональную оценку всему, о чем в нем повествуется.
«Зримость» образов, на наш взгляд, роднит стихотворения А.Ахматовой и Н. Гумилева, хотя поэтика их во многом и различна.
                            
            (Слайд 13) К образу музыки обращались и футуристы. Едва ли не больше любого другого поэта стихов,  посвящённых композиторам и музыке вообще,  написал Игорь Северянин.  Вот лишь список стихотворений из сборника стихов «Медальоны»,  озаглавленных именами известных композиторов:  (обратите внимание на слайд) (Слайд 14) 

Пожалуй, самым интересным в стихах И. Северянина с точки зрения словесного выражения художественных образов являются его окказионализмы. В стихотворениях, посвященных композиторам, мы встречаем слова, созданные поэтом по известным словообразовательным моделям. Так, Тома «онебесил все земное», музыкой Бизе «Растроган слух и сладко онедужен». Слова «онебесил» и «онедужен» образованы приставочно-суффиксальным способом от существительных «небеса» и «недуг», как, например, образовано всем нам известное слово «окружен» от слова «круг». Прекрасно понимаем мы и прилагательное, которым И. Северянин характеризует Ф. Шопена, - «из всех богов наибожайший бог». Этот о многом говорящий эпитет мы  благодаря приставке наи- и суффиксу–айш- воспринимаем как прилагательное в форме превосходной степени. По известным словообразовательным моделям образует И.Северянин и сложные прилагательные: так, сонаты Бетховена – «серебряно-лунящиеся»; эпитет этот невольно заставляет вспомнить об одной из самых известных его сонат – «Лунной».  

А теперь обратимся к творчеству В. Маяковского.(Слайд 15) В его  стихотворении «Скрипка и немножко нервно» ключевой словообраз – всхлипывающая скрипка. Образ плачущего инструмента приобретает в контексте произведения особый смысл, становится символом поэтического мироощущения, ассоциируется с нежностью, красотой, мелодичностью. Хрупкий мир поэзии несовместим с обывательским стилем жизни, поэтому лирический герой воспринимается музыкантами как чудак и неудачник. Стихотворение насыщено намеренно сниженной, прозаической лексикой. Маяковский смело вводит в поэтический текст язык улицы, использует разговорный синтаксис, свойственный недалеким людям, подчеркивая тем самым обывательскую сущность чуждого окружения:  дура, влип, наплевать, потный, ору, разревелась.Метафорические эпитеты (меднорожий геликон, деревянная шея скрипки) придают тексту образность и выразительность. Анафорические фразы («Знаете что, скрипка?») способствуют экспрессивному восприятию произведения. В тексте стихотворения преобладают глаголы, создающие ощущение динамичности, напряженности происходящего: шмыгнул, крикнул, полез, бросил.Звуковой фон произведения отличается резкими, надрывными, «нервными» интонациями, наполнен грохотом и лязганьем, что подчеркнуто повторяющимся звуком «р», передающим драматизм, нервозность ситуации: скрипка, издергалась, барабан не выдержал, горящий, оркестр, тарелка, пюпитры. Мелодический рисунок стихотворения складывается из вопросительных и восклицательных интонаций. Отсутствие рифмы сближает текст с повествовательным стилем речи, придает ему характер сбивчивого, взволнованного рассказа о пережитом происшествии. Лихорадочность речи и ее неровный темп переданы с помощью бессоюзных и неполных предложений.
Протестуя против мещанства и пошлости, Маяковский заканчивает стихотворение вопросом без ответа: «А?» Главным героем произведения становится музыка, несыгранная мелодия. Пока она захлебывается в рыданиях, мир обречен на дисгармонию и несовершенство.

Заключение
(Слайд 16)Итак, словесное выражение образа в художественном произведении, несомненно, зависит от литературного направления, в рамках которого создается произве­дение. Так, для символистов были характерны знаковое наполнение обыден­ных слов, стремление создать картину идеального мира, существующего по за­конам вечной красоты, изысканная образность, музыкальность и легкость сло­га. Для акмеистов - принятие земного мира в его многообра­зии, предметность и четкость образа. Для футуристов - попытка создать искус­ство, устремленное в будущее, бунт против привычных норм, эксперименты в области языка. Эти различия хорошо видны при исследовании творчества по­этов разных литературных направлений. Однако поэтическая индивиду­альность шире одного литературного направления. А отсюда вывод: словесное выражение одного и того же художественного образа в первую очередь зависит от индивидуальности поэта: его воззрений на жизнь, его приятия мира, его от­ношений с ним.
(Слайд 17, 18)


Вариант исследования для защиты 
(Слайды 2, 3, 4) Зиму любят все. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля…
Многие поэты и писатели,  восхищаясь  красотой русской зимы, называли её то ласково, то строго: гостья, чародейка, волшебница, рукодельница;  лиходейка, злюка…  Выбирая и соединяя, организуя языковые единицы, записывая  их в определенном порядке, художники  слова  создавали  при этом словесное выражение своих мыслей и чувств.
Тема нашей работы «Словесное выражение образа зимы в произведениях А.С. Пушкина и поэтов пушкинской поры». (слайды 5,6)
(Слайд7) Цель исследования: выявить сходство и различие словесного выражения образа зимы у поэтов первой половины XIX века.
(Слайд 8,9)
            К нашему удивлению, стихотворений о зиме, написанных поэтами пушкинской поры, мы обнаружили немного, осень и весна вдохновляли их куда больше. Это подтверждают  и исследования М.Н. Эпштейна: по проведенным им подсчетам описание в русской поэзии зимы стоит на третьем месте.
В пределах данной работы мы подробнее остановимся на «зимних» стихотворениях трех авторов: В. Кюхельбекера, П. Вяземского и А. Пушкина.
В пушкинскую пору зимняя тема вызывала споры: в традиционном аллегорическом плане зима, время гибели и смерти, отделена от других времен года, символизирующих три возраста человеческой жизни. В то же время в отличие от других времен года зима воспринималась как национальное - северное время года.
(Слайд 10) Равнодушной и враждебной, поистине «временем гибели и смерти» предстает перед нами зима в стихотворении Вильгельма Кюхельбекера.  Перед нами: унылаяпустыня;  безмолвная природа; на сосне вековой завыванию бури внимает/ Пасмурный вран;  
(Слайд 11)  С пейзажным описанием органично сочетается и изображение лирического героя: Смерть в увядшей душеСердце заныло во мне;
Весь образный ряд стихотворения навевает холод и чувство одиночества. Способствуют этому обилие слов разных частей речи  с семантикой холода, смерти.  (Слайд 12) Ощущения эти поддерживаются  и на фонетическом уровне: обилие звуков [в], [в‘] и [у] позволяют нам услышать завывание бури. В первом катрене можно обнаружить и еще одну фонетическую особенность: из 21 ударной гласной  в 8 словах под ударение попадает звук О.  Вспомним,   у К. Бальмонта:  «… торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор.».  И видится нам, что такое обилие О в стихотворении отнюдь не случайно: в зимних пейзажах, действительно, видится нам ПРОСТОР и ТОРЖЕСТВУЮЩЕЕ  ПРОСТРАНСТВО.
(Слайд 13) Совершенно другим, нежели у Кюхельбекера, встает перед нами образ зимы в стихотворении П. Вяземского. Казалось бы, отдавая дань традиции, поэт подводит нас к зиме, воплощающей в себе, сон, смерть.
Словесный ряд, в первую очередь эпитеты:  онемевшим садом;  ; тусклым взором; мертвымсном; -   воссоздает образ зимы, очень близкий тому, что мы встречали  у Кюхельбекера. Поддерживается он  и  образными сравнениями:  Кладбищем зрелся лес; древний дуб// Чернел в лесу пустом, как обнаженный труп. Даже крикливый вран  заставляет нас вспомнитьпасмурного врана  В. Кюхельбекера. Образ этот, думаем, не случаен: ведь образ ворона –  символический, он олицетворяет собой беду, смерть, и появление его в стихотворениях обоих поэтов – это дань фольклорной традиции. Оба поэта употребляют для именования  этой зловещей птицы старославянизм, что придает описанию некую торжественность…
(Слайд 14)     Но за «вчера» наступает «сегодня»  - и природа неузнаваемо преображается, совершенно другой словесный ряд воссоздает образ зимы.                                                                         
Этот фрагмент стихотворения насыщен метафорами, образны сравнения, причем выражены они различными способами: сравнительным оборотом - снег, как легкий пух, повис на ели гибкой; творительным сравнения – пруд… синим зеркалом сравнялся в берегах.
            
Удивительны  цветопись  и светопись: драгоценными камнями сияет вся природа. Слова с семантикой цвета и света представлены разными частями речи: существительными –лазурью,
  бисером, изумруд, серебром, именами прилагательными – светлою, блестящей, ярким,;  глаголами – горят, засверкали,.  Настоящий праздник света! И на этом «празднике зимы красуется олицетворенная земля» и  «нас приветствует живительной улыбкой».
Пушкин назвал слог Вяземского в «Первом снеге» «роскошным». И это была не только похвала. Вяземский рисовал реальный пейзаж, но он не мог обойтись без выражений, которые обычно называют «поэтизмами». Так, «древний дуб» он называет «Пугалище дриад, приют крикливых вранов».
Для Вяземского зима в деревне недостаточно поэтична, и он считает нужным ее расцветить. Отсюда возникают такие «картинные сравнения», как «В душе блеснула радость, // Как искры яркие на снежном хрустале и др.
Обилие метафор, устойчивых поэтических символов и выражений находим мы и в других, более поздних,   стихотворениях П. Вяземского о зиме.
(Слайд 15) Обратимся к «зимним» стихотворениям А.С. Пушкина.
Совсем не похожа зима в них на сон, на мертвое царство, она предстает здесь в движении.
 Так, всё изображение  зимы в стихотворениях «Осень» и «Зима. Что делать нам в деревне?» строится на контрасте: «скользить по зеркалу стоячих, ровных рек» – их неподвижностью мерить быстроту собственного движения. Это же относится к теплу человеческого тела – поцелуй «пылает» на морозе, жаром своим создавая контраст окружающему холоду:
Зимний  пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на ночной и утренний.
            Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина страшный, мрачный, туманный:  (Слайд 16) 
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.  (Зимний вечер)
            Сколько разных оттенков в этом, казалось бы, смутном завывании ночной вьюги!  И все это дано поэтом через простые сравнения с самыми обычными явлениями русской деревенской жизни.
Весь отрывок полон движения, жизни. А достигнуто это использованием множества глаголов. Вьюга «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Разнообразны производимые ею звуки, но все они сливаются в общем музыкальном строе строфы.  Ударения в словах падают преимущественно на звуки «о» и «а», что само по себе прекрасно передает завывание ветра. 
            А вот стихотворение «Бесы» : (слайд 17) 
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
            Ощущение тревоги задано уже в первых строках стихотворения: мы ощущаем стремительность движения туч, заполнивших все небесное пространство (на это указывает глагол "вьются", то есть тучи не просто движутся в одном направлении, они вездесущи); образ исчезнувшей в тучах луны, невидимой, но все-таки бросающей некий отраженный (а, значит, подчеркнуто тревожный) свет; "мутность" неба и метафорическая "мутность" ночи (одному и тому же качеству "мутности" сообщена пространственно-временная универсальность).
В стихотворении «Бесы» пейзаж символичен: дорога – это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. 
           
...

Азбука веры

КАЛЕНДАРЬ НА ГОД

Я в интернете
  • мой блог Планета Материнство
  • мой блог Планета психопедагогика
  • мой канал на You tube
  • моя страница на фэйсбук
  • мой сайт на Proshkolu.ru
  • мой дневник на Ли.ру
  • мой блог на mail.ru
  • мой блог на яндекс.ру
  • мой сайт на rusedu.net
  • мой сайт на nsportal.ru
  • В контакте
  • Одноклассники
  • мои плэйкасты
  • Я на magik-system
  • Мои фотоальбомы

  • Архив записей

    Википедия

    Лекции-педагогика

    Презентации
    Презентации по педагогике

    Моя кнопка

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты

  • ...
    Современный учительский портал

    ...
    Обсудим? Педагогическая сказка

    Разные разности
    <text size=

    Кира скрап
    Кира-скрап - клипарт и рамки, баннер 88х31

    DIVA
     DiVA - Анимация

    Kubines
     Kubines - Оформление системы

    Супер ГИФ
    SuprGif - Самая лучшая анимация

    Ольга Бор- Фотошоп
     магазин изобразительной компьютерной графики

    Gif-Flash
    GIF & FLASH - анимация, флеш-открытки для Вас

    ПНГ от Саюри

    ...
    Ailona – открытки на все случаи жизни

    DiZona
     DiZona – все для Photoshop

    Флэш-магик
     Flash Magic - Флеш анимации

    Spa-files
    Здоровье и энергия Вашего РС

    Photoshop
     Стиль Photoshop

    Мир клипарта

    Картинки
    Картинки для комментариев

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ++**
    Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz